Медицинский класс

Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения естественно-научный (медицинский) профиль

   Лицей № 5 представляет собой общеобразовательное учреждение, в котором обучается 2075 учащихся. В этом учебном году открыто 73 учебных класса, располагаемся мы в 2-х зданиях – начальный блок и старший блок. Лицей является ассоциированной школой ЮНЕСКО с 2005 года. Обладатель гранта Приоритетно-национального проекта «Образование», неоднократные призеры конкурсов «красивая школа» 21 века, победитель первого городского конкурса «Лучшая школа Столицы». В 2017 году стали Ассоциированной школой союза машиностроителей России.
   Ключевыми приоритетными направлениями развития нашего лицея являются: наряду с  успешным внедрением ФГОС - совершенствование системы предпрофильного и профильного образования. Проект “Профильное обучение” – является одним из основных проектов Программы развития лицея.      
   Профильное образование  позволяет  более полно учитывать инетересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответсивии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Именно выбранный профиль, например, в нашем лицее это -  социально-экономический, физико-математический и химико-биологический(естественно-научный) определяет цели и содержание обучения. Профильный курс отличается от общеобразовательного своей профессиональной направленностью и более углубленным изучением отдельных профильных предметов, а во взаимодействии с ВУЗами ориентировано на профессиональное образование и будущую профессиональную деятельность выпускников.        Сегодня можем сказать , что в нашем лицее накоплен определенный опыт работы по реализации профильного образования химико-биологического(естественно-научного) направления. 
   В лицее  с 5 класса  определяются направления по ранней профилизации и возможности выбора углубленного изучения отдельных предметов. 
   Более 10 лет назад в школе действовала  экспериментальная площадка «Развивающее обучение в раннем изучении химии в 5-7 классах». Этот эксперимент позволил ввести раннее изучение химии с 5 по 7 класс. Один час химии вводится за счет компонента образовательного учреждения в 5, 6, 7 классах, а в 8 – 9 классах два часа по базисному учебному плану плюс один час за счет компонента образовательного учреждения по выбору родителей. Во  внеурочное время проводится профориентационная работа, экскурсии, анкетирование, тестирование по выбору профессии. В течение учебного года в лицее ведется профориентационная работа: посещение открытых дней в колледжах города Уфы, выездные  презентации. 
   Выпускники 9х классов  имеют возможность выбирать профильные  направления, которые предлагает лицей или продолжить обучение в  СПО (например, колледж).
   Сделать верное профессиональное самоопределение школьникам помогают взрослые: родители, учителя, психологи, в том числе специалисты по профориентации. Из выпускников 9-ых классов осуществляется комплектование профильных классов. Для поступления в химико- биологический(естественно-научный) класс учащиеся сдают ОГЭ по химии и биологии, родители пишут заявления, так мы формируем химико- биологический(естественно-научный) класс.  Данные классы  имеют по базисному  учебном плану по 3 часа химии и биологии и за счет компонента ОУ добавляется по 1 часу химии и биологии ( 4 часа химии, 4 часа биологии и 6 часов математики), обучение ведется по УМК углубленного изучения, увеличено количество лабораторных и практических работ, в них работают сильные учителя химии и биологии, которые на своих  уроках темы и првактические работы связывают с  будущей профессией. Родители- медики уащихся выступают на классных часах, рассаказывают о своей работе, проводят экскурсии в мед учреждения, тем самым помогая ребятам осознанно подойти к выбору профессии.
   Химико   - биологические(естественно-научные) классы мы открываем с 2010 года, в связи с востребованностью и желанием наших учеников поступать в медицинские вузы. С учетом мнения родителей, опыта работы в данном направлении, мы вышли на сотрудничество с БГМУ (договор от 2016 года), дополнительные занятия  во внеурочное время с преподавателями  БГМУ, позволяют учащимся получать более глубокие и разносторонние теоретические знания и практические навыки по избранному профилю ( предметы на слайде). Учащиеся химико-биологического(естественно-научного) класса в течение двух лет (10-11 классы) один раз в неделю посещают 4 занятия в БГМУ по расписанию, ведется процесс погружения в профессию (в белых халатах посещают занятия), изучают такие предметы и дисциплины  как  биохимия, микробиология, уход за больными, оказание первой доврачебной помощи, приобретают определенные навыки и знания по профессии медицинского работника. Вместе с аттестатом выпускники 2018 года получили удостоверения о прохождении двухгодичных курсов.
   За время обучения в 10-11 классах учащиеся принимают активное участие в НПК, семинарах,  которые проводят БГМУ, участвуют в ВсОШ ( химия, биология, физика)  и становились призёрами. Следует отметить , что ежегодно выпускники данных классов  сдают ЕГЭ по химии и биологии полным составом , хорошие результаты ( 90 и более).
   Профессия врача – одна из самых востребованных в стране, в нашем городе, в Республике, это мы видим из желаний и запросов наших родителей и учащихся, буквально в последние годы выросло количество учащихся в химико-биологических(естественно-научных) классах, в 11В классе этого учебного года занимается 35 учеников.  Показателем необходимости профильного образовангия является поступление выпускников по профилю: в медицинские ВУЗы и ССУЗы  из химико-биологических классов потсупили -  74% - 2019г., 92 % - 2018г., 80% - 2017г., 52% - 2016г. В 2016 году заключен договор с БГМУ по совместной работе в рамках программы “Школа - ВУЗ”, с целью профориентационной работы и углубленного изучения базовых предметов для поступления в БГМУ. 
   В нашем лицее выстроена программа подготовки учащихся для поступления в ВУЗы и СПО по профилям: медицина, химия, биология, она  помогает учащимся определиться с будущей профессией.
   Такая совместная работа учителей, преподавателей БГМУ, желание учеников и их родителей, которые активно подключаются к этой работе, дают ожидаемый результат – сделать выбор и становиться врачом наши учащиеся могут со школьной скамьи.
   Родители – врачи выпускники лицея приводят детей в наш лицей с возможностью обучаться в «медицинских» классах  (так они у нас уже называются),  для поступления в медицинские ВУЗы.
 
Презентация профильного естественно-научного (мед.) обучения
 
 
 
Видео: